Здравствуйте, уважаемые гости!
На этой страничке сайта МБДОУ д/с №11 г.Грязи , мы познакомим Вас с работой нашей образовательной организации
по экологическому образованию и воспитанию детей.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
Детский сад «Рябинка» с 1993 года углубленно работает по экологическому образованию и воспитанию дошкольников. В нашей образовательной организации педагоги всех возрастных групп уделяют большое внимание воспитанию в детях бережного отношения к природе. Ведь начинать эту работу нужно с самых маленьких граждан. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Презентация "Экологическое образование в дошкольном учреждении"
Экологическое образование и воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.
Экологическое образование помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам.
Основной целью экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического образования и воспитания:
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:
- От простого - к более сложному
- От частного - более общему
Экологические заповеди
- Природа – это комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из составляющих его звеньев.
- Люби природу такой, какой она есть, не требуя от нее многого, но отдай ей все что можешь.
- Звери – братья наши меньшие, они учат нас добру, забота о слабых без них стали бы нравственно беднее.
- Птицы дарят нам чарующие звуки трелей, мечту полета, ощущение свободы и красоты.
- Насекомые не только наши бедные помощники как опылители растений, они дают толчок творческой мысли ученных и поэтов.
- Лес – это легкие планеты. Чудотворен и целебен воздух, наполненный запахами трав.
- Цветы – всегда праздник для человека. С ними приходит к нам – радость и хорошее настроение.
- Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке и клюкву на болоте.
- Живи, люби! Работай с наслаждением, грусти слегка, не делай зла! И будут внуки за природу благодарны на века.
КАЛЕНДАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДАТ
- 11 января - День заповедников и национальных парков.
- 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий.
- 19 февраля - Всемирный День китов и морских млекопитающих.
- 1 марта - Всемирный день кошек
- 22 марта - Всемирный день воды (водных ресурсов)
- 23 марта - Всемирный Метеорологический День
- 1 апреля - Международный день птиц
- 7 апреля - Всемирный День здоровья
- 22 апреля - Всемирный День Земли
- 26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
- 12 мая - День экологического образования
- 15 мая - Международный день климата
- 22 мая - Международный День биологического разнообразия
- 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
- 8 июня - Всемирный день океанов
- 17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой
- 2-е воскресенье июля - День рыбака
- 6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия
- 16 августа - Международный день защиты бездомных животных
- 11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
- 15 сентября - День рождения Гринпис
- 16 сентября - Международный день охраны озонового слоя
- 2-е воскресенье (11 сентября) - День Байкала
- 3-е воскресенье (18 сентября) - День работников леса
- 4 октября - Всемирный день защиты животных
- 2-я среда (12 октября) - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий
Экологическая сказка
«Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе».
Г.В. Власова
Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и инсценируют некоторые из них. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности в экологическом воспитании. Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Экологические игры
Экологические игры — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса к природе.
КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
Экологический театр
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, сказок, которые показывают неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг, и направлены на охрану и бережное отношение к природе.
ПОСТАНОВКА "ВОЛШЕБНОЕ ЯБЛОЧКО".
Постановка "Синичкин день"
Статья "В "Рябинке" снова премьера" в районной газете "Грязинские известия" ( 2021г)
Экологический туризм.
Экологический туризм – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество), яркие незабываемые впечатления от общения с природой. Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь.
Экологические акции
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Акция " День Эколога"
АКЦИЯ "ДНИ ЗАЩИТЫ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ" 2020
Всеросийский фестиваль " Юнные Эколята" Музыкальная постановка: " Защитим планету вместе!"
Экологический видеоролик "Мусор без сомнения, требует деления".
Акция "День Эколога"
Акция "Синичкин день" - 2021
Инновационная деятельность
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «Проектирование инновационной интерактивной экосреды в ДОО как условие развития творческого потенциала детей»(на период с 15.05.2016г. по 30.06.2020г.)
«Интеративная экосреда в ДОУ, как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста».(презентация)
ПРИРОДНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА"
Мы и природа – это одна большая семья, поэтому наша главная задача: научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Дошколята приняли участие во Всероссийском уроке «Эколята – Молодые защитники Природы». Дети с Лесовиком и Елочкой отправились в виртуальное путешествие в лес. Много нового, познавательного и интересного узнали дошколята. В лаборатории в ходе исследования осенних листьев выяснили причину листопада. В игровой форме закрепили знания о том, как жители леса подготовились к зиме, повторили правила поведения в природе.
Воспитание любви к природе, к ее животному миру способствует формированию экологической культуры детей, воспитывает у детей доброту, ответственность, отзывчивость и сочувствие.
https://vk.com/club194571378?w=wall-194571378_95/all
О природном социально-экологическом проекте Эколята -дошколята.
Природоохранный проект МБДОУ №11 "Рябинка" "Эколята - дошколята"
Конкурс на лучший стенд- уголок "Эколята - молодые защитники природы" (презентация стенда)
Фестиваль "Эколята - дошколята"
ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАННИКОВ В КОНКУРСАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Достижения педагогов и воспитанников в конкурсах экологической направленности (2020 год)
Достижения педагогов и воспитанников в конкурсах экологической направленности (2019 год) |